personal2

Пространственная и временная размерность чувствПодавляющее большинство сенсорных систем позволяет оценивать пространственное пребывания раздражителя. Это обеспечивается в каждом случае морфологическими и физиологическими особенностями конкретной системы, а также жизненным опытом. Среди пространственных преобразований сигналов можно выделить изменение их масштаба в целом или нарушение соотношения различных пространственных частей. Для пространственного различения двух стимулов нужно, чтобы между возбужденными рецепторами был хотя бы один не возбужден элемент. Возбуждение двух соседних рецепторов будет восприниматься как единое раздражение.
Жизненно важной характеристикой сенсорных стимулов есть время. Длительность стимуляции заметно влияет на силу чувства. Можно обнаружить временные пороги воздействия стимулов разной длительности, а для периодической стимуляции - и частоту слияния. Все сенсорные системы имеют инерционность. Надо некоторое время для того, чтобы возбуждение и ощущения развились полностью. И для пресечения всех физиологических процессов, вызванных раздражителем во всех структурах сенсорной системы, требуется такое же время. Для временного различения двух раздражителей важно, чтобы сигнал, вызван следующим стимулом, не попал в рефрактерный период предыдущего раздражителя, чтобы нервные процессы не сливались во времени. Для глаза временной порог ощущения составляет около 50 мс, для уха - 180 мс, а для рецепторов осязания он длится около 1,2 с. Причем для некоторых осязательных ощущений продолжительность его периодов развития и исчезновения разная. Она последовательно увеличивается для ощущения положения по глубине и меняется ощущение тепла к возникновению болевого ощущения. Это хорошо известно каждой хозяйке, которая может взять горячий чайник с плиты и поставить на подставку к возникновению болевого ощущения. Хотя,. неся этот чайник, он чувствует прикосновение, положения отдельных частей предмета и температуру.
Инерционностью зрительного восприятия пользуются кинематографисты: на киноэкране действие нам кажется непрерывным, хотя воспроизводится из отдельных кадров.