personal2

Методика является примером субъективного типологического подхода к изучению личности. Разработчик теста - Дж. Холланд.

Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 40 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?» и т.д.

На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал соответствующих 6 типам личности:

1. реалистический тип,

2. интеллектуальный тип,

3. социальный тип,

4. конвенциальный тип,

5. предприимчивый тип,

6. артистичный тип.

Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого (т.е. проводить т.н. ипсативное оценивание).

В настоящее время затруднительно дать достаточно серьезную психометрическую оценку теста, так как к.л. данных о валидности и надежности методики не обнаружено.

Стимульный материал.

1. Инженер-технолог                    

А     Инженер-конструктор                          Б

2. Вязальщик

А     Санитарный врач                                 Б

3. Повар

А     Наборщик                                              Б

4. Фотограф

А     Заведующий магазином                       Б

5. Чертежник

А     Дизайнер                                               Б

6. Философ

А     Психиатр                                               Б

7. Ученый-химик

А     Бухгалтер                                               Б

8. Редактор научного журнала

А     Адвокат                                                 Б

9. Лингвист

А     Переводчик художественной

        литературы                                           Б

10. Врач-психиатр

А     Статистик                                             Б

11. Завуч

А      Председатель профкома                      Б

12. Спортивный врач

А      Фельетонист                                        Б

13. Нотариус

А      Снабженец                                           Б

14. Перфоратор

А      Карикатурист                                       Б

15. Политический деятель

А      Писатель                                               Б

16. Садовник

А      Метеоролог                                           Б

17. Водитель троллейбуса

А      Медсестра                                             Б

18. Инженер-электронщик

А      Секретарь-машинистка                        Б

19. Маляр

А      Художник по металлу                          Б

20. Биолог

А      Глазной врач                                        Б

21. Телеоператор

А      Режиссер                                              Б

22. Гидролог

А      Ревизор                                                 Б

23. Зоолог

А      Главный зоотехник                             Б

24. Математик

А      Архитектор                                          Б

25. Работник детской

комнаты милиции

А      Счетовод                                             Б

26. Учитель

А      Командир части                                  Б

27. Воспитатель

А      Художник по керамике                       Б

28. Экономист

А      Заведующий отделом                          Б

29. Корректор

А      Критик                                                  Б

30. Завхоз

А      Дирижер                                               Б

31. Радиооператор

А      Специалист по ядерной

         физике                                                  Б

32. Наладчик

А     Монтажник                                           Б

33. Агроном-семеновод

А     Председатель колхоза                          Б

34. Закройщик-модельер

А     Декоратор                                             Б

35. Археолог

А     Эксперт                                                Б

36. Работник музея                                    

А     Консультант                                        Б

37. Ученый

А     Актер                                                    Б

38. Логопед

А     Стенографист                                      Б

39. Врач

А     Дипломат                                            Б

40. Главный бухгалтер

А     Директор                                             Б

41. Поэт

А     Психолог                                             Б

42. Архивариус

А     Скульптор                                           Б

Ключи:

1. Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А.

2. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А ,16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.

3. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 20Б, 25A, 26A, 27А, 36Б, 38А, 39А,41Б.

4. Конвенциальный тип: 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б.

5. Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, I5A, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 33Б, 35Б, 37Б, 39Б,40Б.

6. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Характеристика типов.

1 тип.Реалистический.

Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т. д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности.

2 тип.Интеллектуальный.

Ориентирован на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т. п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Гармоничный интеллектуальный тип.

3 тип.Социальный.

Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия - обучение и лечение, профессии - врач, психолог. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными.

4 тип.Конвенциальный.

Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: ригидность, консерватизм, зависимость. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Это слабый организатор и руководитель, т. е. его решения зависят от мнения людей, его окружающих.

5 тип.Предприимчивый.

Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т. е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив.

6 тип.Артистичный.

Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость - в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера - музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я».