Чтение — настолько новая способность в эволюционной истории человечества, что существование «области чтения» в мозгу не заложено в генах человека. Исследование, проведенное учеными Института психолингвистики Макса Планка доказало, что в мозге происходит своеобразный процесс «перезагрузки» и тренировки, когда человек учится читать.
Области, предназначенные для распознавания сложных объектов, таких как лица, осуществляют перевод букв в речь, звуки. Это означает, что область визуального восприятия превращается в интерфейс перехода между визуальной и языковой системами. До сих пор ученые полагали, что подобный переход ограничивается внешним слоем мозга — корой — быстро адаптирующейся к новым задачам.
Специалисты обнаружили, что изменения, происходящие в мозгу взрослого человека, который учится читать и писать, приводят к реорганизации глубоких структур таламуса и ствола мозга. Эти глубокие структуры — colliculi superiores — помогают коре мозга отбирать важную информацию из визуального образа. В процессе обучения мозговые системы настраиваются на получение полезной информации. Вот почему люди, которые много читают, более эффективно работают с текстом.