personal2

кожная чувствительность, механизмы возникновения возбужденияПод влиянием механической силы деформируется мембрана рецепторов. При этом увеличивается проницаемость ее для натрия. Вследствие этого возникает рецепторный потенциал (РП), который имеет такие же свойства, как и местный. Распространяясь на соседние участки, он приводит к возникновению ПД в смежные перехвате Ранвье. Эти процессы развиваются в середине капсулы. Потенциал, который возникает, распространяется центрально.
Среди механорецепторов есть такие, которые быстро или медленно адаптируются. Способность Тх к адаптации позволяет человеку через некоторое время после надевания не замечать на себе одежды. Но стоит «напомнить» о одежду, как благодаря повышению чувствительности рецепторов мы снова начинаем его ощущать.
В реальных условиях при воздействии на кожу раздражителя ПД возникает в рецепторах нескольких типов. Отсюда возбуждение передается в спинной мозг, а затем через боковые и задние столбы - до таламуса и коры большого мозга. На каждом из уровней (спинной мозг, ствол мозга, таламус, кора большого мозга) афферентная информация анализируется. При этом на каждом уровне возможно формирование соответствующих рефлексов. Для рефлекторного ответа большое значение имеет рефлексогенная зона - место нанесения раздражителя. Афференты, которые входят в спинной мозг задними корешками, в каждом сегменте иннервируют ограниченные участки кожи, которые называются дерматома. В спинном мозге смежных дерматомы значительно перекрываются вследствие перераспределения пучков волокон в периферических сплетениях. Поэтому каждый периферический нерв содержит волокна от нескольких задних корешков, а каждый корешок - от различных нервов.
На уровне спинного мозга афферентные нейроны тесно взаимодействуют как с мотонейронами, так и вегетативными нервами (конечно, в тех отделах спинного мозга, где они есть). Поэтому при действии раздражителя на кожу могут возникать двигательные или вегетативные рефлексы. Возникнут они или нет, в какой мере будут выраженными, зависит от конкретных свойств раздражителя, а также нисходящих импульсов тех отделов ЦНС, расположенных выше.
Второй нейрон соматосенсорной афферентации лежит в спинном мозге или в стволе мозга. Волокна его доходят до вентро б а с альных ядер таламуса контралатеральной половины. Здесь, как и в спинном мозге, достаточно четко выражено соматотопическую представительство от конкретного участка периферии в соответствующий отдел таламуса. От указанных ядер таламуса импульсы направлены в других ядер таламуса или в соматосенсорных зон коры большого мозга.
В каждой половине больших полушарий мозга есть две соматосенсорные зоны: одна в задней центральной извилине (SI), вторая - в верхнем отделе боковой борозды (SII), которая отделяет теменную долю от височной.
В SI представлена проекция противоположной стороны тела с хорошо выраженной соматотопичнистю. Соматотопичнисть кожи характерна и для SII, хотя здесь она выражена в меньшей степени. Важно и то, что в SII есть представительство обеих половин тела в каждом полушарии. Соматотопическую карта коры большого мозга значительно искажает периферические связи: кожа важнейших для человека отделов - рук и органов речи (на периферии их рецепторы расположены очень плотно) - имеет большую площадь.
Нейроны в соматосещюрний коре сгруппированы в виде вертикальных колонок диаметром 0,2-0,5 мм. Здесь можно обнаружить четкую специализацию, которая выражается в том, что колонки связаны с определенным типом рецепторов. Участок SI посылает множество эфферентных аксонов к другим участкам коры большого мозга. Связь с моторной зоной коры большого мозга обеспечивает коррекцию движений по принципу обратной связи. В соматосенсорных зонах противоположного полушария осуществляется билатеральная координация. Нисходящий влияние на таламус, ядра спинного мозга обеспечивают эфферентный контроль восходящей импульсации.
Но существенным является то, что в коре большого мозга происходит осознание ощущения. Повреждение ее соматосенсорных зон приводит к тому, что при прикосновении к коже человек не может точно
дать пространственную и иную характеристику раздражителя. Кроме того, кора большого мозга вместе с нижележащим подкорковыми структурами через вышеуказанные нисходящие влияния может участвовать и а осознанном контроле всех восходящих путей.